Четверг, 25.04.2024, 03:41

АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ ДИСЦИПЛИН

Дисциплина Аннотация к программе Программа
Педагог-психолог   Рабочая программа
Учитель-логопед

Одной из основных задач образовательного процесса дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование полноценной устно-речевой базы рассматривается, как одно из необходимых средств для подготовки дошкольника к успешному овладению письменной формой речи.

Детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их психофизическое и речевое  развитие, часто отягощенное низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или другими факторами, затрудняют успешное овладение ими учебного материала в школе.

Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития, в частности, вторичных нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

В МБДОУ № 12 коррекция нарушений речи детей осуществляется в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в современном обществе наблюдается тенденция к возрастанию количества детей с тяжелыми нарушениями речи, (общее недоразвитие речи, дизартрия, алалия), возникает необходимость разработки и введения на логопедическом пункте рабочих программ по коррекции данных нарушений, которые позволяют адаптировать логопедическую деятельность к условиям работы на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения, работающего по основной образовательной программе. В основу логопедической работы (т.е. деятельности учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений) положены традиционные, классические программы, в частности:

  • «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи»/ под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной
  • «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»/ под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной
  • «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР»/ под ред. Н.В. Нищевой.

Однако данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не  подходят в полном объеме для использования на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения, работающего по основной образовательной программе. Этим и обусловлена значимость разработки рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации. Логопункт в дошкольном образовательном учреждении синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники и логопеда дошкольной группы для детей с нарушениями речи, имеет при этом определённую специфику работы.

Рабочая Программа коррекционной образовательной деятельности  учителя-логопеда МБДОУ детский сад № 12 «Крепыш» рассчитана на 2020-2021 учебный год и предназначена для детей 5(4,5) – 7 лет с нарушениями речи (ОНР), зачисленных на логопедический пункт ДОУ по решению ПМПк образовательного учреждения.

Рабочая программа
Музыкальный руководитель Цели Программы: (ФГОС ДО п. 2.1., 2.4.) определение содержания и организации образовательной деятельности по музыкальному развитию во всех возрастных группах в МДОУ и создание:
  • условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности;
  • развивающей образовательной среды для позитивной социализации и индивидуализации детей.
 Задачи Программы: (ФГОС ДО п. 1.6.)
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Цель образовательной области «Художественно-эстетического развития» направление «Музыка»: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста и их способности эмоционально воспринимать музыку
Задачи:
  • формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
  • формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
  • развитие музыкально-художественной деятельности;
  • приобщение к музыкальному искусству;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.
В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей от 2-7 лет.
Принципы и подходы к формированию Программы:
Реализуемая Программа строится на принципах ФГОС ДО (ФГОС ДО п. 1.2.):
  • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
  • уважение личности ребенка;
  • реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
  • реализуемая Программа учитывает основные принципы дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО: (ФГОС ДО п. 1.4.)
  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество детского сада с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Обязательная часть Программы составлена с учётом Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений учитывает потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на:
  • выбор тех парциальных программ, которые соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогов;
  • сложившиеся традиции дошкольного учреждения.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает современные тенденции развития общества и основывается на парциальные программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры» и парциальной программы музыкального воспитания «Ладушки», авторов И. Новоскольцевой и И. Каплуновой (издательство «Композитор» г. Санкт-Петербург» 2000). Программы позволяют формировать основы музыкальной культуры в дошкольном детстве, и нацелены на гармоничное духовное, психическое и физическое развитие ребенка.
Рабочая программа
1-я младшая группа

Достижению целей и задач рабочей программы активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический, познавательно-коммуникативный, информационный,деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор содержания материала, его структурирование, выбраны перспективные принципы организации содержания рабочей программы. Актуальными при работе с детьми являются принципы:

  • принцип гуманизациии педагогического процесса – определяющий приоритет не передачи знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни;
  • принцип развивающего обучения – способствующий не только осмыслению приобретаемых знаний, но и развитию психических процессов, связанных с восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевых и эмоциональных процессов, что в итоге обеспечивает развитие личности ребёнка в целом;
  • принцип индивидуального подхода –предусматривающий организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребёнка, создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности;
  • принцип воспитывающего обучения - отражающий необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе;
  • принцип научности обучения и его доступности – означающий, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные, достоверные знания. Представления об окружающей действительности даются детям в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, чтобы это было им доступно, и чтобы эти знания не искажали содержания
Рабочая программа
1-я разновозрастная Для достижения целей рабочей программы первостепенное значение имеют:
  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит им расти общительными, добрыми, любознательными, инициативными,стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
  • соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
В программе определены виды интеграций образовательных направлений и целевые ориентиры развития ребенка.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.
Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Рабочая программа
2-я разновозрастная Цель программы: позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.
Задачи:
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основные задачи образовательных областей:
  1. Социально – коммуникативное развитие
  • Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
  • Формирование готовности к совместной деятельности.
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  • Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
  2. Познавательное развитие
  • Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
  • Формирование познавательных действий, становление сознания.
  • Развитие воображения и творческой активности.
  • Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
  • Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
  3. Речевое развитие
  • Владение речью как средством общения.
  • Обогащение активного словаря.
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  • Развитие речевого творчества.
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  4. Художественно-эстетическое развитие
  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру.
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства.
  • Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
  5. Физическое развитие
  • Развитие физических качеств.
  • Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
  • Правильное выполнение основных движений.
  • Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
  • Овладение подвижными играми с правилами.
  • Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
  • Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Принципы и подходы к формированию Программы:
  • Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости.
  • Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
  • Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Рабочая программа